fbpx
Skip links

Санта-Мария-дель-Фьоре Флоренция – флорентийский Дуомо

Даже итальянцы, избалованные архитектурными шедеврами родины, в экстазе закатывают глаза при упоминании Флоренции и ее кафедрального собора – Санта-Мария-дель-Фьоре. Что уж говорить про тех, кто ренессансными постройками на каждом шагу дома не избалован. Ну, пойдем, прогуляемся по Дуомо-ди-Фиренце.

Дуомо обрушивается пышной пеной бело-розово-зеленоватого каменного кружева – так, что сначала, и правда, захватывает дыхание. Ух! И только отдышавшись, замечаешь составляющие ансамбля: купол Филиппо Брунеллески (15 век!), роскошный фасад Эмилио де Фабри (конец 19 века), колокольню Джотто, справа, и древний баптистерий со знаменитой золотой дверью.

Читайте далее:

Немного истории

Как и подавляющее большинство соборов Европы, современный Дуомо стоит на месте более древней церкви. Как минимум, в 5 веке здесь уже располагался собор Санта-Репарата с баптистерием. Сегодняшний баптистерий перестроили в 11 веке, а в 13 дошло дело и до церкви, которая на фоне нового баптистерия выглядела сиротско. Конечно, строили с размахом: чтобы соседи – Сиена и Пиза – умерли от зависти. Ну что… Справились вполне, я считаю!

Снаружи

Флоренция Дуомо

Флоренция собор

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Флоренция аудиогид на русском

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Флоренция Дуомо

Внутри

Флоренция Санта Мария дель Фьоре

Если поговорить с самими итальянцами, то практически все будут твердить в один голос, что флорентийский Дуомо куда как красивее миланского. Миланский снаружи – да, а внутри пшик. А вот флорентийский (тут надо поцокать языком).

Ну… Может. Внутри просторно, но не могу сказать, что прямо дорохо-бохато. Хотя… Как вам такой вот шикарный пол?

Флоренция Дуомо

Интересно, что «современный» пол положили в 16 веке, а позже выяснилось, что в нем использовались элементы мозаики, которая покрывала фасад древней церкви Санта Репарата.

Кстати, в 1972 году в ходе раскопок Санта Репарата было обнаружено захоронение создателя купола нового Дуомо, гениального Филиппо Брунеллески.

Кстати, Санта-Мария-Дель-Фьоре – третий по величине собор в Италии: 160 м на 91 м. Вмещал все население средневековой Флоренции. Ни много, ни мало – 90.000 человек. Размах! Два других монстра назовете?

Как ориентироваться в храме

Вообще, сейчас будет краткая экскурсия по применению. Большинств христианских храмов имеют форму креста, и Дуомо-ди-Фиренце – не исключение. Как правило, вход в храм – через один из главных порталов. Преимущественно их либо один, либо три.

Внутри длинное помещение до противоположной стены – это неф. Главное пространство храма, где собираются верующие во время богослужений – преимущественно перед алтарем либо у хоров.

Неф упирается в дальнюю стену, которая чаще всего имеет закругленную форму. Это апсида. Иногда в апсиде расположены капеллы.

Капеллы часто идут и по обе стороны нефа.

Наконец, два рукава креста, которые пересекают нефы, – это трансепты. Все.

Нефы

Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.

Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.

Слева – Эмилио де Фабри, автор проекта нового неоготического фасада (1864) в трех тонах, перекликающихся с цветами итальянского флага.

В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).

А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников. Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!

Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.

Флоренция Данте

За спиной Данте – Флоренция 1465 года.

Алтарь

Флоренция алтарь Дуомо

Вот как раз и алтарь, и хоры. На балюстраде хоров видны барельефы, их 88. Что в них интересного – барельефы восьмиугольные, повторяют форму древнего баптистерия, таким образом объединяя его с более новым собором в единое целое.

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Флоренция Санта Мария Дель Фьоре

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Флоренция Дуомо

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Апсида

Доступ в апсиду туристов ограничен. Апсида (помните, да?) – это часть за алтарем. Но в виде компенсации я расскажу интересную историю, связанную с этой частью собора.

Во-первых, апсид в Дуомо 3, в каждой по 5 капелл, которые на плане собора выглядят раскрывающимся цветком. Санта-Мария-дель-Фьоре – полное название Дуомо – переводится как «Богоматерь Цветочная».

Во-вторых, в новой ризнице, помещении слева от левой апсиды, в 1478 году во время покушения заговора Пацци нашел убежище флорентийский правитель Лоренцо Великолепный. В итоге брат Лоренцо, Джулиано Медичи, погиб, а покушение вошло в историю как единственное успешное покушение на Медичи – на которых, к слову, покушались с завидной регулярностью: как минимум, раз в жизни каждого из членов династии.

А вот еще интересный момент: в северной апсиде находится гномон Тосканелли.

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Флоренция аудиогид

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Собор снаружи

Помимо центрального портала у флорентийского Дуомо есть еще четыре боковых, каждый из которых оформлен в своем неповторимом стиле: портал Корнаккини со львом и львицей,

Флоренция

портал миндаля, украшенный (ну!) ветвями миндаля и изображением уносимой ангелами Марии;

портал каноников, через который в храм попадали каноники – просто потому, что он находился ближе других к домам каноников; портал колокольни, ближайший к колокольне Джотто.

Колокольня

Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней.
Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.

Изящная, правда?

Флоренция колокольня Джотто

А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.

Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти. Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

Флоренция

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Кто собирается во Флоренцию – скачиваем, не стесняемся. А также покупаем страховку в путешествие (форма вверху), авиабилеты и трансферы из аэропорта (формы внизу) по моим партнерским ссылкам. Вам все равно, а мне приятно!

Всем путешествий!

Leave a comment

Яндекс.Метрика